Наши решения

  • +7 (495) 221-18-12

    с 9:00 до 18:00 по будням

Повышение достоверности материального баланса на объектах нефтепродуктообеспечения

 

Статья из Информационного сборника №11 Ассоциации ОАТО ВС ГА (http://www.association-oato.ru/)

Вопросы учета и экономии нефтепродуктов, газа, тепловой и электрической энергии являются во многом определяющими для нашей страны, особенно с учетом того, что энергоемкость российской промышленности существенно превосходит аналогичный показатель развитых зарубежных стран.

Процесс энергосбережения будет эффективен только при фактическом учете энергоресурсов, обеспечить который могут только достоверные измерения при условии их однообразия. В этих условиях учет – это необходимое средство для защиты интересов Государства, интересов Потребителя, и защиты права собственников – право на цивилизованную форму разрешения споров о количестве нефтепродуктов при товарных операциях, т.е. на арбитраж.

С точки зрения интересов ТЗК, по нашему мнению, учет должен удовлетворять двум главным требованиям.

Учет должен обеспечить:

  • «прозрачность» потока нефтепродуктов для себя, с целью оптимизации управления;
  • защиту от законных претензий партнеров по рынку, потребителей и контрольных органов всех уровней;

Учет базируется на наличии:

  • средств измерений, имеющих нормативную погрешность не только при выпуске с производства, но и в процессе эксплуатации;
  • нормативных документов, которые регламентируют нормы погрешности средств измерений, методики поверки средств измерений, нормы погрешности самих измерений и процедуры измерений (МИ), понятные правила принятия решений о недостачах и излишках;
  • достоверных нормативов технологических потерь нефтепродуктов и потерь от естественной убыли и правил их применения при учетных операциях

Практика показывает, что фактическая величина небаланса может превышать 2,5% от массы поступившего нефтепродукта за период. Основными факторами, влияющими на величину небаланса, как показывает и подтверждает практика, являются величина погрешности измерений массы при приеме, отпуске и снятии остатков в резервуарах, расчет суммарной погрешности по формуле ГОСТ ГОСТР 8.595-2004г. и достоверность нормативов технологических потерь нефтепродуктов, а также правильность их применения.

Величина небаланса, связанная с неопределенностью измерений, не относится к категории технологических и обусловлена разницей между фактическим количеством продукта, участвующем в движении и данными учетных документов, полученных на основании показаний применяемых средств измерения. Данная составляющая потерь количественно связана с уровнем метрологического обеспечения учетных операций.

Величина небаланса от погрешности (неопределенности) измерений не может быть нормирована аналогично другим видам потерь, поскольку погрешность является случайной величиной и может зависеть от большого числа переменных во времени факторов.

Наряду с этим данный вид небаланса должен определятся в течение межинвентаризационного периода и использоваться для выяснения причин потерь и планирования мероприятий по их устранению (сокращению), анализа причин расхождений, выявленных при формировании материального баланса.

Данный вид небаланса целесообразно классифицировать и определять в течении межинвентаризационного периода, что позволит:

  • уменьшить недостоверность оценки массы при сведении материального баланса и определении фактических потерь, особенно при наличии систематической составляющей погрешности;
  • предъявлять обоснованные претензии к поставщикам нефтепродуктов;
  • сократить риски хищений нефти и нефтепродуктов.

Для решения подобных задач Компания «КИПЭНЕРГО» предлагает комплексный подход по оптимизации учетных операций с нефтью нефтепродуктами. В подходе реализуются совместная работа по следующим направлениями решения проблем количественного учета нефтепродуктов:

  • разработка нормативных документов (стандартов, правил, инструкций) по организации учета нефтепродуктов;
  • минимизация «человеческого фактора» путем автоматизации процессов измерений, контроля технологических процессов, сведение материального баланса, принятие решений и оформление документов первичного и бухгалтерского учета;
  • определение фактических технологических потерь нефтепродуктов с использованием инструментальных методов контроля и измерений.

На вопросах нормирования и применения технологических потерь необходимо остановится более глубоко, поскольку данный аспект является новым для нефтебаз и АЗС после выхода приказов Минэнерго от 13 августа 2009 года №364 и от 1 ноября 2010 года №527/236 об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении и перевозке.

Следует отметь, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ, существует два вида потерь нефтепродуктов: потери от естественной убыли при транспортировке и хранении, и технологические потери при производстве и транспортировке. Установление норм естественной убыли нефтепродуктов относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Установление норм технологических потерь относится к компетенции юридических лиц, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами. В 2009 году вышли новые нормы естественной убыли при хранении нефтепродуктов, а в 2010 нормы естественной убыли при перевозке нефтепродуктов. Объявленные приказами Минэнерго РФ данные нормы частично отменили действие постановление Госснаба СССР от 26.03.19986г. №40 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании», чем внесли больше противоречий в действующее законодательство. Указанные документы допускают лишь убыль при хранении и перевозке нефтепродуктов различными видами транспорта. Что же касается операций приема и отпуска нефтепродуктов, как составной части процесса транспортировки, то для них нормы естественной убыли остались в постановлении Госснаба СССР от 26.03.1986г. №40, в то время как в разъяснениях Минэнерго они относятся к технологическим потерям и должны нормироваться юридическими лицами, осуществляющими деятельность с нефтепродуктами. Но нигде не определенно, как нормировать эти технологические потери и по каким методикам их рассчитывать. В методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организации» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.02г. №БГ-3-02/729 (в ред. от 27.10.03г.), разъясняется, что технологические потери возникают в процессе производства и (или) при транспортировке и обусловлены эксплуатационными (техническими) характеристиками оборудования, используемого при производстве и транспортировке товаров. Таким образом, технологические потери возникают в силу особенностей применяемых технологий.

Особенностями методических подходов, применяемых Компанией «КИПЭНЕРГО», являются:

  • применение новых методик определения и нормирование технологических потерь, основанных на инструментальных измерениях, с целью определения фактических значений потерь;
  • применение нормативов потерь при учетных операциях с учетом особенностей технологических процессов и установленных средств измерений;
  • применение алгоритмов, основанных на правилах принятия решений при возникновений расхождений фактических измерений с данными первичного и бухгалтерского учета нефтебазы (автозаправочные станции) с учетом погрешности измерений различных методов, технологических потерь, потерь от естественной убыли и принятой в организации учетной политике;
  • применение унифицированной электронной системы документооборота, позволяющей в реальном масштабе проводить контроль бизнес-процессов на объектах.

В процессе транспортировки продуктов переработки нефти могут возникать как технологические потери, так и естественная убыль. Чтобы установить вид потерь, необходимо определить причину их возникновения. Так, если потери вызваны изменением физико-химических свойств, например испарением, данные потери следует учитывать как естественную убыль. Если же в результате потерь физико-химические свойства не изменяются, такие потери следует классифицировать как технологические. Например, при перевозке авиационного топлива автомобильным транспортом часть его остается на стенках цистерны. Его физико-химические свойства не изменяются, на стенках цистерны остается то же самое топливо, поэтому данные потери следует учитывать как технологические. С учетом анализа нормативных документов и источников информации, приведенных в настоящем отчете, классификацию потерь нефтепродуктов для нефтебаз и АЗК (АЗС) целесообразно проводить по следующим критериям:

  1. по видам потерь,
  2. по источникам возникновения,
  3. по видам технологических процессов.

Преимущество Компании «КИПЭНЕРГО» является то, что:

  1. Сотрудники имеют большой опыт в разработке нормативно-правовых документов. Наши специалисты принимали участие в разработке Технического регламента «О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов ее переработки», который устанавливает единые требования к средствам измерений нефти и нефтепродуктов для стран Таможенного союза (РФ, Казахстан, Белоруссия), в разработке 2-х национальных стандартах Российской Федерации, стандартов организаций для нефтяных компаний (ОАО «ТНК-ВР», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Лукойл»), принимали участие в организации и проведении аудитов и разработке комплексных решений по вопросам оценки достоверности материального баланса и управлению потерями нефти и нефтепродуктов на НПЗ, нефтебазах, АЗС и ТЗК аэропортов.
  2. Нашими специалистами проводились обследования объектов более 25 НПС, ТЗК аэропортов («Внуково», «Шереметьево», «Кольцово»), нефтебаз и АЗС.В результате работ определены источники и количественные значения технологических потерь; разработаны методики определения потерь углеводородов на технологических объектах Предприятий; разработаны норма и порядок их применения при учетных операциях с углеводородным сырьем и продуктами в соответствии с действующим законодательством; разработаны нормативные и методические документы для мониторинга и управления потерями на Предприятии; проанализировано состояние парка средств измерений, проведена метрологическая экспертиза документов, средств измерений и выданы рекомендации по оптимизации средств измерений в резервуарных парках и на материальных потоках.
  3. Определенная структура безвозвратных потерь углеводородов учитывает все существующие потери на объектах предприятия.
  4. Значение потерь нефти и нефтепродуктов, полученных по разработанным методикам, имеет более высокую достоверность.
  5. Актуальность методик определения технологических потерь (при сохранении специфики технологического оборудования и технологических процессов объекта) – в соответствии с действующим законодательством.
  6. Наличие аттестованных методик определения технологических потерь нефти и нефтепродуктов, зарегистрированных в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
  7. Гарантийный срок применения норм технологических потерь – 24 месяца с момента издания Приказа по предприятию о применении норм технологических потерь на Предприятии. В течение указанного срока Подрядчик осуществляет авторское сопровождение (консультации по порядку и правилами начисления и применения норм, корректировка отдельных норм по результатам их апробации). Стоимость указанных работ входит в цену договора.
  8. При выполнении работ применяется новейшее оборудование и технологии, повышающие практическую реализуемость инструментальных измерений.
  9. Соответствие разработанных нормативов потерь требованиям современному законодательству (Налоговый Кодекс, НД Минфин, НД Минэнерго).
Яндекс.Метрика